Топ-15 самых дешевых новых официальных и «параллельных» авто

Российский автомобильный рынок постепенно привыкает жить в новых условиях. А некоторым некогда бестселлерам и вовсе нашлись достойные замены. Тем не менее, в категории бюджетных авто, равных по своим характеристикам ранее самым доступным Hyundai Solaris и Kia Rio, все еще наблюдаются проблемы. На конец 2023 года средняя цена новой машины составляла 2,9 млн руб., что немало и весьма ощутимо для большинства покупателей. Возможно ли сегодня сэкономить при покупке автомобиля в салоне, не потеряв в качестве и комфорте, рассказываем в этом обзоре.
Почему «дешево» не значит «плохо»?
Стремление стать автовладельцем практически всегда сопровождается желанием совместить ограниченный бюджет с качественным транспортным средством. И в целом это разумное решение, позволяющее сэкономить и получить автомобиль с гарантией производителя, не пошатнув личное финансовое благополучие. К тому же, большинство таких моделей менее прихотливы в обслуживании и не так требовательны к качеству топлива, что также несет свои выгоды в долгосрочной перспективе.
При этом далеко не всегда самые дешевые автомобили = проблемные. Многие производители, реализующие модели в бюджетном ценовом сегменте, давно зарекомендовали себя с положительной стороны. Возможно, вы немного потеряете в комфорте и эффектном экстерьере по сравнению с премиальными аналогами, но технические и эксплуатационные характеристики могут не разочаровать на протяжении многих лет активной езды.
Чтобы это было именно так, смотрите не только на цену, но и заранее изучите рейтинги надежности и безопасности понравившегося автомобиля. Не забывайте о расходе топлива, ведь даже минимальные различия по этому параметру могут сильно повлиять на будущие затраты. Например, дешевле в многолетней эксплуатации будет авто, расходующее 8 литров на 100 км против такого же, но с 10 литрами. Также заранее ознакомьтесь с условиями сервисного обслуживания и наличием запчастей.
10 самых дешевых автомобилей от официальных дилеров в 2024 году
До 1 млн рублей
Отличается от седана только конфигурацией багажника, стандартный объем первого чуть меньше, но может быть увеличен за счет сложенных спинок второго ряда сидений. Заплатить за лифтбек придётся от 740 тыс. руб. На выбор 7 модификаций и 5 комплектаций. Движок 8- и 16-клапанный, МКПП-5.
Сегодня ситуация выправилась, и теперь «Лада Гранта» в кузове седан представлена двумя модификациями — с 8- и 16-клапанным бензиновым силовым агрегатом. Альтернатив трансмиссии нет — 5-ступенчатая МКПП, дорожный просвет равен 180 мм.

На выбор покупателей представлено 6 комплектаций, каждая из которых может похвастать простотой в обслуживании и ремонтопригодностью. В целом ТО и ремонт обходятся недорого, запчасти всегда в наличии. Подвеска отлично адаптирована к российским дорогам, а топливо расходуется экономично. И все это в сочетании с довольно приятным экстерьером.
Правда, шумоизоляция все еще оставляет желать лучшего, поэтому многие автовладельцы дорабатывают ее самостоятельно. Также придется пожертвовать кондиционером, подогревом передних сидений и ветрового стекла — в эконом-варианте эти опции не предусмотрены. Если к такому вы не готовы, придется перешагнуть обозначенный ценовой порог и выбрать максимальную комплектацию, у которой к тому же будут диски R15.
Рекомендованная автопроизводителем стартовая стоимость от 699 тыс. руб. делает эту модель самой недорогой на рынке. В 2022 году автозаводу пришлось решать ряд серьезных проблем, связанных с поставкой комплектующих. Поэтому авто выпускались ограниченным количеством и с урезанным функционалом.
Набор опций тоже «седановский», но если отдать предпочтение двум старшим версиям в официальном прайсе, то можно получить подушку безопасности не только для водителя, но и переднего пассажира.

Самый дешевый внедорожник в России, минимальная стоимость которого начинается от 830 тыс. руб. Производится только в трехдверном кузове, оснащен 83-сильным мотором объемом 1,7 литра с комбинации с 5-ступенчатой «механикой» и раздаточной коробкой. Полный привод постоянный, предусмотрена блокировка межосевого дифференциала.
Из преимуществ NIVA LEGEND отличная проходимость и хорошая управляемость. Машина отличается простой конструкцией, что обуславливает легкость ее обслуживания и возможность приобретения недорогих запчастей. Однако стоит учитывать, что за такую цену вы получаете маломощный двигатель, небольшой бензобак и маленький багажник.

1–1,5 млн рублей
Самый доступный автомобиль из линейки «Веста» с заявленной стоимостью в 1,2 млн руб. Самая же дорогая версия обойдется как минимум в 1,8 млн руб.
Машину можно купить в 3 вариантах агрегатирования: с 1,6-литровым двигателем 90 и 106 л. с. в сочетании с пятиступенчатой МКПП и 122-сильным мотором на 1,8 литра, в паре с которым идет вариатор. Также можно выбрать и подходящий уровень оснащения — производитель предлагает 13 модификаций и 8 комплектаций «Весты» в кузове седан. Все они порадуют маневренностью, достаточно вместительным багажным отделением, элегантным дизайном и ремонтопригодностью.

При этом автовладельцы могут столкнуться и с некоторыми недостатками, в числе которых жесткая подвеска и шумная работа коробки передач.
5. LADA VESTA SW
Автомобиль в кузове универсал продает по рекомендованной цене от 1,3 млн. Представлен все в тех же 8 комплектациях, что и седан, однако топовая версия обойдется дороже 2 млн руб. Дорожный просвет равен 178 мм, чего вполне достаточно для российских дорог. Багажник объемом 480 л вмещает в себя все необходимое, но может легко быть увеличен до 825 л за счет возможности сложить спинки второго ряда кресел.

1,5–2 млн рублей
Стартовая стоимость модели в 1,5 млн руб. позволяет говорить о ней как о самом дешевом на данный момент китайском автомобиле, официально представленным в России. За эту сумму вы получаете атмосферный 98-сильный бензиновый двигатель и пятиступенчатый «робот», две подушки безопасности, мультимедиа с 7-дюймовым дисплеем, круиз-контроль и ручной кондиционер. На выбор две комплектации — LX и DLX.
В целом CHANGAN ALSVIN привлекает своей компактностью и маневренностью. Но это же становится следствием некоторых недостатков: небольшой багажный отсек на 380 л, тесный второй ряд кресел, слабая шумоизоляция.

7. OMODA S5
Этот китайский бренд уже хорошо знаком на отечественном авторынке по кроссоверу С5. Седан S5 официально появился в России в апреле 2023 года и сегодня представлен в 3 комплектациях, цена которых начинается от 1,6 млн руб.
Базовая версия укомплектована атмосферным 1,5-литровым мотором в 113 л. с. и вариатором CVT18. Более дорогие версии оснащаются 147-сильным турбодвигателем и бесступенчатой трансмиссией CVT25.

Седан имеет оцинкованные кузовные детали, выделяется лаконичным экстерьером и хорошо оформленным интерьером. Даже в базе предлагает широкий набор опций, включая светодиодную оптику, электролюк на крыше, 6 подушек безопасности и множество электронных ассистентов.
8. BAIC X35
Этот переднеприводный компактный кроссовер можно купить от 1,9 млн руб., но в самом бюджетном оснащении. Рекомендованная же цена у всех 3 комплектаций превышает 2 млн руб. Изначально в России можно было выбрать один из двух типов 1,5-литровых двигателей — на 112 и 136 л. с. в сочетании с вариатором или МКПП-5. Однако сегодня официально продаётся только 136-сильная модификация.
Из плюсов BAIC X35 стоит отметить стильный дизайн, мягкий ход и простое управление всей электроникой. Это маневренный автомобиль, который уверенно ведет себя на любых отечественных дорогах. Единственное, что может огорчить, — неоцинкованный кузов, слабая шумоизоляция и отсутствие полного привода.

9. HAVAL JOLION
Один из самых популярных кроссоверов на российском авторынке, который в 2023 году вошел в рейтинг самых продаваемых машин. Правда, до 2 млн руб. можно купить авто только в базовой комплектации. Все остальные версии дороже, а максимальная модификация стоит около 2,8 млн руб.
HAVAL JOLION представлен с полным и передним колесным приводом, оснащен турбированным силовым агрегатом мощностью 150 и 143 л. с. В базе с ним работает 6-ступенчатая механическая трансмиссия. У автомобиля оцинкованный кузов и хорошо сбалансированная подвеска. В оформлении салона использованы качественные материалы. Однако багажник не отличается вместительностью, шумоизоляция также может потребовать доработки.

10. JAC JS3
Рестайлинговая версия кроссовера S3, который в свое время не очень успешно продавался в России. Однако производитель решил возобновить продажи обновленного авто, добавив не только букву J в индекс, но и изменив габариты. Теперь кузов стал длиннее на 20 мм, но при этом его высота уменьшилась на те же цифры и стала 1640 мм.
JAC JS3 оснащен исключительно атмосферным 1,6-литровым двигателем в 109 л. с. В роли трансмиссии — вариатор Punch. Опциональный набор типичный: однозонный климат-контроль, круиз-контроль, мультимедиа с экраном 10,25 дюйма и камера заднего вида.

5 авто, доступных для параллельного импорта
В качестве альтернативы, помимо официальных поставок многие автосалоны сегодня предлагают и услугу параллельного импорта. Ниже перечислена пятерка наиболее доступных и полюбившихся соотечественникам автомобилей.
- Kia Pegas — имеет много общего с полюбившимся Rio. Атмосферник мощностью 95 л. с. работает в паре с четырехступенчатой гидромеханикой, что в первую очередь позволяет экономично расходовать топливо: 7,5 л на 100 км пути. Правда, Pegas доступен в самой простой комплектации Comfort по цене минимум от 1,7 млн руб., предусматривающей кондиционер, тканевый салон, обычную магнитолу, стандартные системы безопасности.
- Chevrolet Spark III — хэтчбек А-класса прекрасно знаком отечественному автолюбителю и под этим именем, и как Ravon R2, и как Daewoo Matiz. Завозимая сегодня в порядке параллельного импорта, эта машина укомплектована бензиновым 85-сильным мотором объемом 1,25 л. и 4-ступенчатой АКПП. Разогнать авто до 100 км/ч при таких характеристиках можно за 12,4 с. Расход топлива при езде по городу составит 8,2 л. Из минусов все тот же скромный багажник на 170 литров. За стоимость от 1,8 млн вы получаете тканевый салон, обычную магнитолу, электростеклоподъемники во всех дверях, кондиционер.
- Chevrolet Cobalt — периодически появляется на российском авторынке и под своим названием, и под Ravon R4. Технически простой автомобиль обойдется как минимум в 1,9 млн руб. Под его капотом 6-ступенчатый «автомат» и 1,5-литровый атмосферный двигатель на 106 л. с. До 100 км/ч Cobalt разгонится за 12,6 с, но это обернется и серьезным расходом горючего: 10,4 л на 100 км по городу. Из оснащения предусмотрены магнитола, электростеклоподъемники в передних дверях и никаких электронных ассистентов, даже камеры заднего вида.
- Hyundai Celesta — автомобиль с 123-сильным атмосферником объемом 1,6 л, в тандеме с которым или 6-ступенчатая АКПП, или такая же «механика». В Россию привозят исключительно модификации с автоматом в комплектации GL с обычным кондиционером, тканевым салоном и электронными системами безопасности. Стоит такая модель от 2 млн руб.
- Kia Picanto III — сверхкомпактная модель, в салоне которой с удобством может разместиться водитель и еще 4 пассажира. Багажное отделение с символическим объемом 255 л можно увеличить до 1010 л, если сложить второй ряд кресел. Picanto III укомплектована 67-ильным двигателем и четырёхступенчатой гидромеханикой, поэтому разогнать ее до сотни можно только за 16,5 с. Зато ощутимой будет экономия топлива — порядка 6,8 л в городских условиях. Заплатить за модель придется от 2,1 млн руб. в версии Luxe и 2,3 млн руб. за исполнение GT Line.
Оговоримся, что стоимость моделей в обзоре являются приблизительной. Кроме того, динамику цен сложно предугадать, и уже через пару месяцев самые дешевые на сегодняшний день автомобили могут таковыми не быть. А это значит, что в грядущем 2025 году из-за сильно меняющихся экономических факторов, в числе которых утилизационный сбор, повышение банками ключевой ставки, колебания валют, список наиболее доступных авто может быть скорректирован.