Размер утильсбора вырастет до 10 млн рублей: зачем, почему и когда ожидать?
С 1 ноября 2025 года размер утилизационного сбора планировали кардинально изменить. Если раньше он зависел от объема двигателя машины, то на новом этапе вводят и другой параметр — мощность. Соответствующий проект уже был разработан Минпромторгом, и он может сильно повлиять на отечественный авторынок, так как затрагивает уже не только бизнес, но и частных лиц. Однако на фоне этой тревожной и пугающей многих новости появилась еще одна: повышение утильсбора решено отложить. Выясняем все нюансы, особенности и возможные выгоды такой реформы в нашей статье. А также поговорим о причинах переноса сроков повышения и постараемся разобраться, чего и когда ожидать.
Как считают утильсбор сейчас, кто и сколько платит
Утилизационный сбор распространяется на все ввозимые легковые машины категории М1, а его размер зависит от трех основных факторов:
- Тип оформления на таможне. Новый автомобиль можно привезти для личных нужд и любых других видов использования. В первом случае физлицо лишается права продажи машины в следующие 12 месяцев. И именно поэтому оно платит льготный «утиль». Все остальные транспортные средства облагаются коммерческим сбором, который превышает льготный в несколько сотен раз.
- Возраст авто. До 3 лет утильсбор ниже и составляет в среднем 3400 руб., по сравнению с моделью, которой исполнилось больше — размер платежа достигает 5200 руб.
- Объем ДВС. Чем выше рабочий объем силового агрегата, тем больше «утиль», при этом с 1 октября 2024 года льготный сбор перестал действовать для моделей с двигателем от 3 литров независимо от целей их использования.
Минпромторг отмечает, что спрос на мощные машины с малообъемными моторами, последовательные гибриды и электромобили растет. А это ведет к некорректному расчету утилизационного сбора, когда владелец бюджетного Changan Alsvin платит ровно столько же, как собственник премиального Lixiang L7.
Более того, такая мера должна обелить рынок. Сегодня «утиль» добросовестно уплачивают не только частные лица, оформляющие машину для личного пользования. Коммерческий сбор, который многократно превышает льготный, в полном объеме платят официальные компании-импортеры и те, кто ввозят модели по схеме параллельного импорта, а также автомобильные заводы России. Правда, последним часть от этой выплаты возвращает правительство, что зависит от локализации конкретного авто.
Но есть и еще одна, теневая сторона рынка — бизнесмены, ввозящие машины якобы для себя, а на деле продающие их. Они платят льготный утильсбор и таким образом уходят от ответственности. Страдает в такой ситуации и покупатель, ведь на подобный автомобиль не распространяется закон «О защите прав потребителей», нет никаких гарантий по сделке и юридической чистоте транспортного средства. Поэтому проект также призван пресечь коммерческую деятельность по ввозу машин с регистрацией на физлицо.
Что планировали поменять и кто должен платить?
С 1 ноября 2025 года к вышеперечисленным трем критериям по расчету утильсбора собираются добавить четвертый — мощность ДВС или силовой установки электромобиля, последовательного гибрида. При сертификации авто этот параметр измеряется в киловаттах, и именно они и взяты за основу расчета «утиля» по новым правилам. Нам же привычнее считать в «лошадях», поэтому нужно использовать рекомендованный Минпромторгом коэффициент: 1 кВт = 1,35 л. с. Сведения по мощности можно посмотреть во всех сертификационных документах, включая ЗОТТС, ЗОЕТС, ОТТС, СБКТС.
Теперь в дополнение к автомобилям с 3-литровым ДВС льготный утильсбор не должен распространяться на модели с мощностью мотора 117,68 кВт., или 160 л. с. Он же станет недоступным для электромобилей и последовательных гибридов с электромоторами от 58,84 кВт, или 80 л. с. Если же силовой агрегат собран не по последовательной схеме, то суммируется мощность электро- и ДВС.
Так, за уже получивший популярность 238-сильный Geely Monjaro, ввезенный физлицом, при вступлении в силу постановления, после 1 ноября придется заплатить не 3400 и не 5200 рублей, а 952 000 руб. С 1 января 2026 года в планах увеличить сумму до 1,1 млн руб. А к 2030 году, на все время действия проекта, планируется рост до 1,6 млн руб. Проще говоря, исходя из проекта, первоначально утильсбор на эту модель повысится в 280 раз.
Еще выше станут ставки для электрокаров и последовательных гибридов. В расчет берется максимальная 30-минутная мощность двигателя, указанная в ПТС. Например, сбор на ввозимый частным лицом гибрид Lixiang L7 мощностью 197 л. с. при принятии постановления с ноября станет 1,8 млн руб., затем 2,1 млн руб. с января следующего года и к 2030-му доберется до отметки в 3,2 млн руб. И тут размер «утиля» первоначально увеличивается в 537 раз.
А если говорить о 225-сильном электрокаре Zeekr 001, то цифры еще более внушительные. Здесь утильсбор в теории поднимается в 637 раз только в ноябре 2025-го. Скажется эта мера и на люксовых авто с многолитровыми двигателями — Rolls-Royce, Bentley, Cadillac, распространится в том числе на спортивные BMW, Porsche, Lamborghini. Для новых «утиль» с 2,1 млн вырастет до 6,7 млн, а старше трех лет — с 3,2 млн до 10 млн.
Как может повести себя рынок в новых условиях
Согласно Постановлению Правительства от 13.09.2024 г. за № 1255, утильсбор должен был повышаться ежегодно вплоть до 2030 года. Поэтому нетрудно понять, что мера, которую предложили принять с 1 ноября, является внеплановой. И причин тому несколько: после 1 октября 2024 года резко вырос «утиль», ужесточились правила ввоза авто для личных нужд, уравняли таможенную стоимость автомобилей при оформлении в разных странах ЕАЭС. Все это привело к падению импорта машин в РФ, вслед за чем сократились поступления в бюджет страны за счет выплат утильсбора. Эти бюджетные дыры и был призван залатать новый проект.
Однако влияние таких перемен, по мнению большинства экспертов, фундаментально. Новая методика может изменить потребительскую логику, ведь владеть мощными авто уже невыгодно. А это создаст стимул для перехода на более экологичные и менее мощные транспортные средства.
Растет и спрос на машины. Дилерские сети и крупные импортеры уже активно поставляют те модели, которые с ноября могут подорожать сильнее других. Но вслед за этим неизбежно настанет период спада и формирования предложений по новым ценам: не исключено, что даже в группе маломощных авто и авто с пробегом – как отклик на все изменения на рынке.
Под удар попадает довольно узкий сегмент: пикапы, внедорожники, спортивные и премиальные автомобили. Для них утильсбор перестает быть операционным расходом и становится серьезной составляющей итоговой стоимости. Поэтому по естественным причинам импорт машин от 160 л. с. сократится, по оценкам аналитиков, как минимум, на 15 %. Однако сейчас под возможным ударом оказались и те, кто уже заказал авто за границей в августе или сентябре, но из-за задержек в сфере логистики могут получить машину уже в ноябре…
Много прогнозов, опасений и ожидание резкого подорожания в сфере всего отечественного авторынка привело к давлению и критике со стороны общественности и бизнеса. И вот, в октябре появляется новость о переносе введения новых ставок утильбора.
Утильсбор с 1 ноября не повысят: почему переносят и когда в итоге введут?
Как сообщают участники отечественного авторынка и источники в профильных ведомствах, появилась информация, что повышение утилизационного сбора решили отложить на неопределенный срок. Помимо массовых обращений от граждан, с критикой системы администрирования утильсбора выступила и сама Федеральная таможенная служба (ФТС). Так, заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин выступил в Совете Федерации и перечислил основные моменты, вызывающие проблемы с корректным применением новых правил:
- для разных типов ТС применяются разные способы определения мощности;
- еще не существует единого нормативного акта, который четко регулировал бы процесс расчета;
- из-за отсутствия четкого регламента происходят доначисления и выносятся противоречащие друг другу решения на разных таможнях.
Поступило предложение для Минпромторга внести корректировки и разработать единый документ, но он на данный момент еще не готов. В связи с этим появилась информация, что уже готовится официальное заявление о переносе сроков. Вероятнее всего, новые правила начисления утильсбора введут после 1 января 2026 года (по крайней мере, такие требования выдвигают профильные ассоциации и эксперты).
Как все обернется и когда введут изменения, узнаем совсем скоро. Несмотря на обещанный перенос сроков, рекомендуем все же не откладывать решение о покупке и быть готовым к вероятному росту цен на новые и подержанные автомобили в ближайшем будущем. Эксперты «Диалог Авто» держат руку на пульсе и быстро реагируют на все события автомобильного рынка России, чтобы Вы всегда были в курсе самых последний изменений и их последствий.