Маркировка моторного масла, расшифровка

Моторное масло заливается в двигатель внутреннего сгорания для того, чтобы минимизировать износ и увеличить срок службы. Масло исключает сухое трение, защищает от ржавчины, охлаждает поверхности, а также отводит продукты сгорания, нагар, сажу и даже металлическую стружку.
Современные составы состоят из масляной основы и специальных присадок. Отличаются они вязкостью, щелочными и кислотными числами, температурами вспышки и застывания. Чтобы всё это систематизировать, разработано несколько систем классификации. Что нужно знать, чтобы разбираться в представленном многообразии моторных масел?
Базовые основы моторных масел
Минеральное производится из нефтепродуктов. Отличается повышенной вязкостью, поэтому хорошо показывает себя в жаркий период. Для суровой зимы подходит плохо. Нередко его выбирают для автомобилей с большим пробегом, активно используется в отечественных моделях.
Синтетическое также изготавливается из нефтепродуктов, но уже при помощи органического синтеза. Таким образом маслу можно придать необходимые характеристики. В плане качества и эксплуатационных свойств оно превосходит минеральное.
Синтетические можно разделить на две категории – ПАО и НС. Первые отличаются химической стабильностью на протяжении 10-15 тыс. км., хорошо работают в морозы, термостабильны.
НС-синтетика (или полусинтетика) – по сути является минеральным, но со свойствами синтетического и более доступной ценой. По характеристикам превосходит классическое минеральное.
Кстати, в двигателе запрещено смешивать разные основы масел. При переходе с минерального на синтетическое (или наоборот) необходимо выполнить полную промывку системы.
Классификация SAE
Это основная классификация моторных масел, обозначающая вязкость и температурные условия эксплуатации. Согласно SAE масла разделяются на следующие категории:
- зимние варианты с низкой вязкостью – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- летние, более вязкие – 20, 30, 40, 50, 60.
Чаще всего можно встретить сдвоенные номера (5W-40, 10W-50 и т.д.). Они указывают на всесезонность.
Первая цифра обозначает температуру, при которой можно безопасно запускать ДВС зимой, т.е. это нижний предел эксплуатации. При этом, 0W – это -40 0С, 5W – -35 0С, 10W – -30 0С, 15W – 25 0С.
Вторая цифра характеризует возможность работать в высокотемпературных режимах. Обозначает густоту при нагревании. Чем меньше этот показатель, тем масло более жидкое. Густое хорошо для лета, когда возможны перегревы, а жидкое – для морозов.
Классификация API
API разделяет все масла по группам для конкретных типов двигателей, а также по годам выпуска. Маркируется двумя латинскими буквами. Первая обозначает тип двигателя (S – бензиновый, C – дизельный). Вторая буква – это уже года выпуска.
- К примеру, SC, SD, SE, SF – это масла для бензиновых двигателей, выпущенных до 1988 года.
- SG, SH – до 1996 года.
- SJ – до 2000 года.
- SL – до 2003 года.
- SM и SN – для современных двигателей.
Встречаются и дробная запись (например, SJ/CF), означающая, что продукт подходит для бензиновых и дизельных моторов.
Классификация ACEA
Согласно ACEA, масла делятся на 12 классов в 3 категориях:
- A/B (всесезонные A3/B3, для форсированных моторов A3/B4, маловязкие A5/B5) – для большинства легковых автомобилей, минивэнов).
- C (C1, C2, C3, C4, C5) – малозольные масла, разработанные для современных систем уменьшения вредных выбросов.
- E (E4, E6, E7, E9) – для мощных дизельных ДВС.
Классификация ILSAC
Разработана для ужесточения контроля над производителями. С каждым новым стандартом вводятся новые требования в плане экологии, экономии и совместимости с современными разработками.
- GF-3 (2001 г.) – внедрён для улучшения экологических показателей.
- GF-4 (2004 г.) – обновлены очищающие свойства и повышена экономия топлива.
- GF-5 (2010 г.) – добавлена совместимость с новыми катализаторами.
- GF-6 (2020 г.) – самый новый стандарт, широко применяемый сегодня.
- GF-6A, GF-6B – модификации для гибридных двигателей.
На самом деле, ничего сложного в этих классификациях нет. Однако, при выборе масла приоритетом должны быть рекомендации производителя конкретной модели автомобиля. Но, конечно, с поправкой на условия эксплуатации.