Горьковское ш., 47
ул. Декабристов., д.79
пр. Ямашева, 46/2
ул. Азата Аббасова, 6
пр. Альберта Камалеева, 38
Рынок автомобилей, который сильно пострадал в 2022–2023 году и вроде бы встал на путь восстановления, снова столкнулся с тревожными новостями. Причиной тому как скорое и, увы, значительное повышение утильсбора, о котором объявил Минпромторг, так и рост ключевой ставки Центробанка на 2 процентных пункта, что не преминуло сказаться на стоимости кредитов. Обе меры в сочетании с уровнем инфляции так или иначе приведут к подорожанию новых авто, а вслед за ними и подержанных. Разбираемся, что делать россиянам в такой ситуации и стоит ли поторопиться с покупкой.
Впервые об утильсборе заговорили в 2012 году. По задумке, он должен был активно стимулировать и помогать в развитии внутреннего производства на российском авторынке. Собранные таким образом средства шли на финансирование государственных программ, целью которых была поддержка автопроизводителей.
Сегодня же Правительство РФ решило сделать на утилизационный сбор основную ставку, что неслучайно. По мнению экспертов, его повышение позволит пополнить бюджет в среднем на 400 млрд. руб. Поэтому большинство сходится во мнении, что это вопрос решенный.
Уже утвержденная долгосрочная шкала индексации утильсбора предполагает следующее:
Чем это может обернуться? Скорее всего, устареванием автомобильного парка, которое наблюдается уже сейчас. Согласно данным агентства «Автостат», на 2024 год средний возраст авто в стране составил 15,2 года, когда в 2023 он был еще 14,7 лет. Причиной тому не растущие такими же темпами доходы населения.
Индексация утилизационного сбора остается основным драйвером роста цен на авто, однако ситуацию ухудшает и ряд других проблем. В частности, высокая ключевая ставка и предъявление более жестких требований к заемщикам ведут к тому, что кредитов выдается все меньше. Да и число тех, кто хотел бы их оформить, также снижается. Это неизбежно уменьшает трафик в дилерские центры и, соответственно, количество проданных машин.
Такая ситуация служит для дилеров стимулом к повышению цен, чтобы сохранять рентабельность.
Кроме того, большинство дилеров столкнулись со сложностями при проведении платежей за автомобили из КНР. Случай сам по себе довольно новый, и способов выхода из него пока никто не смог найти. На данный момент в России представлено 4 китайских банка, в то время как в Китае всего один российский. При переводе средства приходят в КНР, но их дальнейшее движение блокируется. Этот фактор добавляет к динамике цен на авторынке еще 5–10 %.
Не остается в стороне и годовая инфляция около 9 %. В такой ситуации дорожает буквально все: от аренды жилья, стоимость которой выросла на четверть, до кондитерских изделий, продемонстрировавших рост на 40 %. Как итог — к текущему ценнику на автомобиль прибавляется еще около 200 тыс. руб.
Когда же ждать повышения цен на автомобили? В среде экспертов склоняются к тому, что с октября изменения коснуться не стоимости машины, а спецпредложений на ее покупку. Импортеры, а это по большей части китайские бренды, будут снижать поддержку и урезать выгоды. По итогу стоимость автомобиля останется прежней, но нагрузка на потребителя вырастет.
Более ощутимой ситуация с подорожанием будет в ноябре. А это значит, что у российского автолюбителя есть, по крайней мере, еще 1 месяц, чтобы совершить покупку до заметного скачка цен.