Как правильно прогревать машину и зачем это нужно делать?

Споры о том, нужно ли прогревать свой автомобиль, не утихали никогда. Даже несмотря на обилие экспертной информации. Постараемся разобраться во всех нюансах работы двигателя на холодную и в разогретом состоянии, чтобы дать исчерпывающий ответ.
У любого двигателя есть своя рабочая температура, на которую рассчитаны все основным узлы. Отклонение ведёт к уменьшению КПД и быстрому износу деталей. Именно отсюда и вытекает необходимость в прогреве.
Зачем нужно прогревать машину?
Итак, оптимальной температурой работы бензинового ДВС считается 90 0С (на некоторых моделях 90-110 0С), на дизельных немного меньше. Характеристики и свойства моторного масла подбираются таким образом, чтобы оно было эффективным именно при заданной рабочей температуре.
На холоде масло становится гуще. И до нужного прогрева оно не сможет заполнить все полости для качественной смазки трущихся элементов. Внутренние детали ДВС должны быть покрыты масляной плёнкой. В замёрзшем или чересчур густом виде эта плёнка легко спадает, что приводит к сухому запуску. Особенно это актуально для некачественных масел. Также большую роль играет неверно выбранная вязкость. Густые масла не подходят для зимних месяцев.
Помимо масла, есть ещё несколько моментов в пользу прогрева автомобиля:
- Во-первых, это повышенные обороты двигателя, которые на современных автомобилях система выставляет автоматически на время прогрева. Обороты наращиваются за счёт подачи обогащённой смеси. А езда на такой смеси непременно ведёт к закоксовыванию элементов ДВС, к повышенному образованию сажи и нагара, а также к перерасходу топлива.
- Во-вторых, плохая работа печки салона или системы микроклимата, которые зависят от температуры антифриза.
- В-третьих, низкая эффективность катализатора и системы рециркуляции выхлопных газов.
Так откуда же взялся миф о том, что автомобилям не нужен прогрев? Отчасти в этом виноваты некоторые автопроизводители, которые в своих рекомендациях чётко указывают, что современные ДВС не нужно прогревать. А электронные системы сами проконтролируют работу основных узлов. Такое утверждение основано на тенденциях в борьбе за экологию. Т.е. ущерб окружающей среде более существенен, чем возможный вред для двигателя.
Сколько времени прогревать?
Однозначно, что прогрев автомобиля необходим, но важно делать это правильно и не переусердствовать. А чрезмерное рвение приведёт к перерасходу топлива или даже штрафу. По закону в жилых зонах запрещено стоять с работающим мотором более 5 минут. Длительный прогрев негативно сказывается на выхлопной системе, свечах и других узлах. Поэтому рекомендуется придерживаться определённого времени:
- В плюсовую погоду достаточно 1 минуты. Даже если сразу тронуться, то ничего страшного не произойдёт. Главное сильно не жать на газ, резко не разгоняться, ехать на низких оборотах.
- При температуре до -10 0С можно постоять пару минут.
- Если на улице до -20 0С, то желательно оставить двигатель на 5 минут. Ориентиром могут служить оттаявшие стёкла.
- В сильный мороз до -40 0С время можно увеличить до 10 минут. Но многое зависит от количества вспомогательных систем. Соответственно, на старом авто время увеличивается.
- В более сильный мороз целесообразно интервальное прогревание. Можно дать поработать двигателю минут 15, а через некоторое время прогреть ещё раз.
Лайф-хаки
И напоследок несколько советов автомобилистам:
- На современных автомобилях система автоматически выставляет «прогревочные» обороты. Трогаться рекомендуется только после того, как обороты упадут до холостых.
- Не прогревайте долго машину в жилой зоне. Если на вас пожалуется один из жильцов, то правда будет на его стороне.
- И самое важное. После того как вы тронулись, первое время нужно ехать медленно и аккуратно, не поднимая обороты выше двух тысяч. До тех пор, пока температура двигателя не достигнет рабочей (обычно 90 0С).
- Пока машина греется, можно проверить колёса, почистить снег, протереть стёкла и фары.
- Научитесь слушать своё авто, со временем по звуку можно будет определять степень нагрева.