Как изменились цены на подержанные китайские кроссоверы

К концу 2024 года на рынке появилась масса предложений о продаже машин из Китая с пробегом. Не более 100 тыс. км на одометре, один владелец, хорошее техническое состояние — и за все это в среднем около 1,5 млн руб. Откуда такая заманчивая цена на кроссоверы и с чем она связана, разбираемся ниже.
Так выглядел рынок б/у «китайцев» в 2024 году
Первая половина 2024-го продемонстрировала двойной рост стоимости на подержанные китайские кроссоверы. Средняя стоимость составила 1,8 млн руб., и это на 102 % дороже по сравнению со всеми предыдущими годами. Примечательно, что машины европейских производителей тоже прибавили в цене, но всего 24 %.

- Самой высокой динамикой на тот момент отметился Geely: на «вторичке» за него просили не менее 1,7 млн руб.
- Следом за ним был Changan, который стал стоить на 79 % больше и достиг 2,5 млн руб.
- В тройке лидеров Chery, рост средней стоимости которого составил 47 % и тоже достиг 2,5 млн руб.
Подержанный Exeed обходился как минимум в 3,3 млн руб., а любимец многих Haval подорожал на 10 %: купить его можно было за 2,3 миллиона.
Если же касаться моделей, то в лидерах снова Geely — в 5 раз прибавил в цене седан Emgrand EC8, поэтому в объявлениях и у дилеров его можно было взять за 755 000 руб. Следом за ним сразу два автомобиля с пробегом от Changan: Raeton и Eado за 2,6 и 1,4 млн, соответственно.
Примечательно, что к 2024-му на отечественном рынке уже присутствовало 19 китайских марок, в то время как еще 2 года назад их насчитывалось около десятка. И это именно официальный выход. Если же добавить в него параллельно-импортные авто, то список вырастет как минимум вдвое. И все это стало предпосылками для довольно быстрого изменения ситуации, которым отмечен конец 2024-го.
Кроссоверы из Поднебесной с пробегом стремительно дешевеют: в чем причины?
За предыдущий год было продано свыше 1,5 миллионов новых автомобилей, и 60 % из них — китайского автопрома. При этом тенденция такова, что буквально 50 % от своей салонной стоимости они теряют уже в первый год эксплуатации. Для сравнения: у «японцев» эта цифра не превышала 30 %, а у «немцев» варьировалась от 18,5 до 34,5 %.
Такая тенденция затронула абсолютно все машины из Китая к концу 2024-го. Но в число лидеров выбился в первую очередь Chery и все его суббренды, включая Omoda, Jaecoo и Exeed. Оно и неудивительно, ведь именно эта компания стала абсолютным фаворитом в России.
Примерная картина по моделям:
- Tiggo 7 Pro Max возрастом 1 год сегодня можно приобрести за 1,3 млн руб., в то время как новая в аналогичной комплектации обойдется в 2,8 миллиона.
- Двухгодовалый Jaecoo J7 станет вашим за 2,3–2,5 млн руб. в зависимости от пробега. Напомним, что новый внедорожник сейчас стоит от 4 миллионов.
- Omoda C5 не старше 12 месяцев можно взять за 1,6 млн руб., а вот новая потребует больших вложений — 3,6 миллиона.
- Если нравится Haval, то присмотреться можно к модели F7 2021 г. в. — всего 1,7 млн руб. против 3,9 миллиона, если брать из салона.
Этот перечень на самом деле бесконечен. А причин такой щедрости несколько.
Во-первых, сами дилеры признают, что из-за высокой кредитной ставки покупателей стало в разы меньше и продать подержанный китайский кроссовер дороже 2 миллионов практически невозможно. Желающих же взять его за наличные можно пересчитать по пальцам.
Во-вторых, отечественные автолюбители опасаются, ведь пока не до конца ясно, как поведет себя «китаец» с пробегом: будут ли на него запчасти, хватит ли ресурса. А потому многих даже такой дисконт не привлекает.
В-третьих, на вторичном рынке появилась и еще одна любопытная особенность: парки начали распродавать китайские машины от 2022 и 2023 годов, которые были в такси или корпоративными, и менять их на те же, но новее. Ведь теперь они лучше приспособлены для эксплуатации в российских условиях, так как производители подлечили многие их детские «болячки». И такая распродажа тоже повлияла на общее падение цен.
Из чего складывается цена на вторичном рынке?
- Первый и главный фактор, который определяет цену б/у авто, — его популярность.
- Нередко на формирование стоимости влияет и цвет кузова: более востребованные оттенки, как правило, дороже.
- Количество предложений от частных продавцов и дилеров. У первых зачастую автомобили с пробегом дешевле, поскольку привозятся серым импортом. Он в свою очередь позволяет экономить практически на всех этапах доставки. Таможенная стоимость у таких машин занижена, так как не платится ултильсбор и НДС, а это несет определенные риски. А потому, беря подобную иномарку, важно сопоставить указанную в декларации сумму с реальной в стране приобретения.
- Отсутствие у россиян опыта эксплуатации подержанных китайских кроссоверов. Как только автомобилисты привыкнут к большинству моделей, их ликвидность на «вторичке» сразу станет выше.
- Амортизация. Менее всего ее влиянию подвержены SUV-модели Haval, Chery, Geely, GAC, Changan неярких цветов, ценой до 4 млн рублей.
Эти авто ищут перекупщики и автолюбители
Потеря стоимости, равно как его гарантия, технические характеристики и ремонтопригодность, входит в топ параметров автомобиля, в том числе и китайского. Она может меняться под воздействием многих факторов, однако общая тенденция практически всегда остается неизменной. А потому сегодня сложился своеобразный рейтинг самых выгодных с точки зрения последующей продажи машин.
Так, его открывает Exeed TXL — этот премиальный SUV после года эксплуатации сохраняет до 96 % своей первоначальной стоимости. И даже в возрасте 3 лет ситуация все еще радужная — 81,9 %. Согласно данным iSeeCars, у того же Mercedes-Benz класса C по истечении первого года остается 75,4 %, а у Porsche Macan — 90 % от прайса. Поэтому в России «китайцы» в этом вопросе составляют достойную конкуренцию «европейцам».
Geely Tugella лидирует среди трехлеток с показателем в 82 %. А следом за ним идет и его младший брат — Coolray. Этих авто уже много на российских дорогах, многие из них работают в такси.
Рейтинг замыкают Chery Tiggo 4 и Haval F7X. Результаты первого — 85 % для годовалого авто и 73,7 % через 3 года: все благодаря простым техническим решениям. Второй же через год эксплуатации сохраняет 90,6 % от изначального прайса, но уже через 3 падает до 65 %.