Тюнинг автомобиля: что можно и нельзя менять по закону

Каждому водителю, который задумывался об улучшении своего авто, известно, что все изменения необходимо регистрировать в ГИБДД. До 2019 года процесс был непрозрачным. Это создавало трудности как для физических лиц, так и для государственных органов. Владельцы авто нередко получали крупные штрафы даже за незначительные изменения в конструкции ТС. А ГИБДД приходилось работать с большим количеством документации и разрешать возникающие конфликты, в том числе в судебном порядке.

В 2019 году вступил в силу новый порядок регистрации изменений, внесенных в конструкцию автомобилей. В нём прописаны все основные этапы процедуры согласования, а также причины, по которым ГИБДД может отказать владельцам ТС. После этого получить разрешение на тюнинг автомобиля стало значительно проще. В нашей статье мы подробно расскажем, какие изменения считаются допустимыми по действующему законодательству. А затем — ответим на распространенные вопросы о регистрации.

Зачем нужна процедура согласования изменений?

Автомобили считаются источником повышенной опасности не только в российском, но и в мировом законодательстве. Именно поэтому все ТС и их составные части обязательно должны соответствовать определенным требованиям. Тюнинг автомобиля зачастую подразумевает изменение его конструкции и основных характеристик. Поэтому нельзя сказать, что он будет безопасным в любом случае. Задача регистрации изменений — именно в том, чтобы подтвердить соответствие «обновленного» ТС существующим нормам и запретить его использование в случае нарушений.

Все ли изменения необходимо согласовывать?

Нет. Речь в правилах идет исключительно о тюнинге, который предполагает изменение технических характеристик. Это значит, что вам НЕ НУЖНО согласовывать:

  1. Установку деталей, предназначенных для конкретного автомобиля. Это запчасти, сертифицированные производителем и проверенные на совместимость. Например, если вы хотите установить на авто противотуманные фары, которые присутствуют в другой комплектации, согласовывать такой тюнинг не нужно.
  2. Плановую замену деталей. Здесь дополнительные пояснения не требуются. Если вы меняете изношенные детали на те же самые или на запчасти с аналогичными характеристиками, согласовывать ничего не нужно.

Какие изменения допустимы при условии согласования?

К несчастью для автовладельцев, этот список включает в себя практически все системы ТС. При этом стоит сразу отметить, что изменения касаются не только добавления и изменения элементов, но и их удаления. В последнем случае закон также считает, что автомобиль перестает соответствовать оригинальной заводской конструкции.

Итак, владельцам ТС в обязательном порядке придется оформлять любые изменения, которые затрагивают:

  1. Двигатель. Всё, что не установлено на машине «с завода», необходимо согласовывать. Речь идет не только об установке нового двигателя или внесении изменений в существующий, но и о чип-тюнинге. Отдельно стоит отметить: в этот раздел входит и монтаж на авто газобаллонного оборудования (ГБО).
  2. Кузов. Согласовывать придется всё, что отличается от заводского стандарта. В том числе — новые бамперы, подкрылки, плавники, лайтбоксы, мониторы и прочее.
  3. Световые элементы. Ранее упомянутый пример про фары можно считать одним из редких исключений. Любое другое оборудование придется регистрировать. Неважно, что это: малозаметная подсветка для номера или более серьезные галогеновые лампы, ксенон.
  4. Колёса. В данном случае требования менее строгие. Регистрация не требуется, если вы устанавливаете любые колёса и шины, которые предусмотрены для вашего авто по типоразмеру. В противном случае согласование обязательно.
  5. Дополнительные элементы авто. Речь идет о любых элементах систем рулевого управления и торможения, о подвесках, креслах водителя и пассажиров, ремнях безопасности.
  6. Навесное оборудование. Эта тема особенно актуальна для любителей офф-роуда. Любые элементы, включая лебедку или силовой бампер, обязательно нужно согласовать в ГИБДД.
  7. Фаркопы и багажники. С ними связан нюанс, который необходимо учитывать. Согласование не требуется только при условии, что установка этих элементов:
    • предусмотрена конструкцией автомобиля. Этот факт должен быть подтвержден производителем;
    • предполагает использование сертифицированных узлов. Сопроводительные документы предоставляются при покупке любого багажника и фаркопа.

Что нельзя устанавливать на автомобиль?

Основных ограничений здесь три:

  1. Несертифицированные узлы. Если оборудование не подходит для конкретной марки авто, устанавливать его нельзя. В этом случае все диктует производитель. Если у узла нет необходимого сертификата, его монтаж не одобрят. Отдельно стоит упомянуть запрет на установку грузоподъемного оборудования, если оно не совместимо с машиной.
  2. Повреждение или уничтожение VIN-номера авто. Если после установки или удаления элемента конструкции этот код нельзя будет найти, изменения не согласуют.
  3. Изменение максимальной массы и колесной базы авто. Эти показатели не могут отличаться от заявленных в сертификатах для вашего типа ТС.

Что грозит водителю в случае нарушений?

Санкций достаточно много, но применяются они постепенно:

  1. При первом замечании инспектор ДПС выписывает штраф в 500 рублей. Если оплатить его своевременно, сумма будет меньше.
  2. Если в течение 10 дней замечания не были устранены, регистрацию авто приостановят. В результате ездить на нём будет нельзя. В случае нарушения будет выписан второй штраф. Его размер может достигать 800 рублей.
  3. Дальнейшее использование ТС без регистрации может повлечь штраф в размере 5000 р. или лишение права управления авто на срок до 3 месяцев.

Согласно новым нормам законодательства, вступившим в силу в 2021 году, после обнаружения незарегистрированных изменений владелец обязан устранить их в течение 3 дней — разумеется, за свой счет. После этого ему придется провести внеочередной техосмотр, который должен подтвердить, что ТС соответствует требованиям безопасности.